«Копейка» ВАЗ-2101
Сегодня развеем миф о том, что «Народная копейка» (ВАЗ-2101) — это полноценная разработка компании FIAT, а СССР просто штамповал копии.
«Копейка» ВАЗ-2101 : небольшая историческая справка.
Fiat 124 начал выпускаться в 1966 году, а уже в 1967-м, стал «Автомобилем года». Во многом этому способствовал уникальный для своего времени дизайн машины. Модели на базе Fiat 124 выпускались не только АвтоВАЗом в СССР, но и многими фирмами в таких странах, как Испания (SEAT 124), Турция (TOFAS Murat 124), Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Аргентина и Венесуэла. Так же сборка данного автомобиля из итальянских комплектующих происходила в Болгарии, Польше и Югославии.
Это был действительно популярный легковой автомобиль в своё время. Именно благодаря ВАЗ-2101 Fiat 124 смог побить рекорд в 15 млн. экземпляров, принадлежавший Ford-T. Кстати, больше в мире выпустили только VW Жук, которого было выпущено 21,5 млн. копий.
Fiat 124 с конвейера сняли в 1974 году, тогда как производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили лишь в 1982 году. За это время непосредственно модель ВАЗ-2101 было выпущено в количестве 2 700 000 экземпляров и ещё 2 100 000 различных модификаций «копеек», среди которых было немало очень интересных, а иногда и уникальных моделей.
FIAT 124 или «Копейка» ВАЗ-2101:
кто на самом деле был залогом успеха?
Что интересно, именно ВАЗ-2101 стоит в музее Fiat в Турине, как иллюстрация успеха 124-й модели.
Почему итальянцы поставили в музей ВАЗ-2101(Лада),
а не свою изначальную 124 модель?
Думаю, что секрет этого можно понять, разобравшись в деталях истории покупки Советским Союзом автомобильного завода у Итальянцев. Очень интересно об этом рассказывают очевидцы того времени:
- Кирилл Сытин, начальник отдела испытаний НАМИ (Научный автомоторный институт)
- Павел Тараненко, зам. главного конструктора АЗЛК в 70-е годы
Фрагмент документального фильма
«Колёса Страны Советов. Были и небылицы.
Фильм 1 (Крылья России, 2012)» с 21:17 по 30:19 мин
«Копейка Ваз-2101: история создания» (157 МБ)
Действительно, подготовленный для СССР автомобиль, получивший индекс Fiat 124R – Russo, некоторое время дорабатывался, поскольку был не только устаревшим по технологическим нормам того времени, но и сырым и недоработанным конечным товаром. С 1966 по 1970 годы 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ (Научном автомоторном институте) и больше 2,5 миллиона километров испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой.
В результате оказалось, что модель Fiat 124, которую изначально предложили Советскому Союзу для покупки, начинала буквально разваливаться после пробега всего в 5 000 км по тестовому полигону. А поскольку Брежнев приказал покупать именно 124 модель, даже не 125, которую в последствии купили поляки, то советские инженеры были вынуждены заставить итальянцев значительно доработать автомобиль перед окончательной покупкой. По факту в 124-й модели:
- был переделан почти весь мотор;
- усовершенствована тормозная система;
- разработан кузов повышенной жесткости;
- изменилась конструкция подвески и был увеличен клиренс;
- появилось наружное зеркало заднего вида;
- спинки передних сидений стали раскладываться;
- утопленные травмобезопасные ручки дверей;
и ещё сотни изменений в деталях и узлах автомобиля были доработаны.
Как говорится — сварили кашу из топора.
(Вот сравним вкратце оригинальный FIAT 124 и доработанный НАМИ)
https://lifesecrets.in.ua/ru/myths-and-misconceptions/unknown-ussr/391-kopeika-vaz-2101.html#sigProId0927514b1a
Фактически, итальянцы мозгами и руками советских учёных и инженеров, которые предложили множество рацпредложений и доработок, создали практически новый автомобиль, который, кстати, успешно производился в испанском филиале концерна FIAT без каких либо выплат или дивидендов СССР за участие в доработке и совершенствовании модели FIAT 124. Именно по этой причине ВАЗ-2101 – это не «чистый» Fiat, Более того, по мнению автора статьи, именно благодаря доработкам советских инженеров Fiat и смог преодолеть рекорд по производству автомобилей в 15 млн. экземпляров.
ВАЗ-2101: ещё немного о доработках советских инженеров
Очень интересно показан процесс доработок в следующем видео
«Копейка ВАЗ-2101: модификации» (76,9 МБ)
ВАЗ-2101 — качественный европейский автомобиль
В 70-е годы прошлого века ВАЗ-2101, и его модификации ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 были самыми комфортабельными и надежными автомобилями, которые делали на просторах СССР. В них на скорости можно было разговаривать не повышая голоса.
О европейском уровне ВАЗ-2101 говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты «Копейки» продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101.
Более того, инженеры Советского Союза не остановились на достигнутом и в 1975 году уже предложили глубокую собственную переработку автомобиля — ВАЗ 2101-80. И что самое интересное, этот вариант самый сдержанный и приближён к классическому виду. Были ещё более смелые, но в итоге выбрали этот. Однако дальше создания прототипа дело не пошло ... Вот на такой копейке граждане Советского Союза могли бы ездить уже в 1980 году!
Да, начать производить подобные машины в 1975 году Советский Союз технически был не готов, поскольку, например, производство кузова такой машины требует качественного листового металла для штамповки, изготовление сложных пресс-форм и т.п. Т.е. необходимы были усилия по развитию промышленности и за пятилетку можно было бы вполне подтянуть технологии, но у правящей верхушки СССР, начиная с 55-х годов, появились совсем другие цели. Поэтому почти все удивительные разработки тех времён во всех сферах жизни, как правило, так и оставались разработками и прототипами.
И вместо этой собственной отечественной разработки лишь через 9-ть лет, в 1984 году, начали выпускать угловатую 8-ку — ВАЗ-2108 «LADA Samara».
Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua