Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности

Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность...

Воспитание самостоятельности

Эта статья — продолжение темы, начатой в статье «Страх совершить ошибку», который появляется у ребёнка, а потом уже и взрослого человека, который неправильно воспитывался в детстве.

Правильное воспитание — взращивание ответственности

«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.»
Адольф Дистервег, немецкий педагог

Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность, которая может принимать полноценное участие в жизни семьи и общества, хотя и с учётом его знаний, умений и возможностей. Это будет справедливо и честно, и ребёнок это поймёт, если вы ему будете объяснять почему какие-то вещи ему сейчас не стоит делать.

«Конечно, ты можешь попробовать, но я бы тебе не советовал это делать, поскольку мне кажется, что тебе может не хватить сил и, скорее всего, тебе сложно будет разобраться с этим...» — может сказать родитель. — « Но если ты уверен в своих силах — давай, попробуй, а если почувствуешь, что что-то начинает не получаться — зови меня, постараюсь помочь, если смогу.». Понятное дело, что так родитель может говорить, когда уверен, что такая самостоятельная активность ребёнка не навредит ему.

«Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, — не приучают юношество к самостоятельному размышлению.»
Готхольд Лессинг, немецкий поэт,
драматург, просветитель

Что происходит дальше, ребёнок пробует и действительно — не выходит... Так укрепляется вера в авторитет родителей и вырабатывается искреннее доверие в слова и мудрость родителей: он видит что вы его не ограничиваете, а просто оберегаете от глупостей.

Воспитание самостоятельности

Самостоятельность — это когда сам исправляешь ошибки

И ещё один важный момент — если ребёнок позвал родителя на помощь, очень важно не «расхлёбывать» за него всё то, что он «заварил», поскольку это может привести к тому, что такой родитель превратится в палочку-выручалочку-выгребалочку :).

Конечно, родитель может «разребсти» 85% или, даже, все 95% заваренной каши ребёнком, но очень важно для воспитания самостоятельности ребёнка, чтобы ребёнок осознал, что всё, что он делает в жизни, имеет последствия, которые именно ему и придётся примать в свою жизнь.

«Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.»
Лев Толстой

Поэтому какие-то 5%-10% процентов ребёнок обязательно должен собственноручно самостоятельно «расхлебать». Но это должен быть мягкий подход и ребёнок должен понять, что он как желающий стать взрослым должен проявлять самостоятельность и ответственность, взрослые всегда исправляют то, что «заварили»...

Т.е. суть в том, что родитель всегда должен помогать ребёнку, если он действительно в этом нуждается. И не так, что он сразу даёт готовые ответы, а как бы садится с ним и вместе с ним решает что и как лучше сделать, чтобы решить жизненную ситуацию. Для этого достаточно просто задавать наводящие вопросы и предоставлять нужную информацию к размышлению. А потом, если нужно, вместе с ним идёт и помогает ему «расхлёбывать».

Так Ваш ребёнок будет знать, что если ему действительно будет нужна Ваша помощь, Вы всегда окажетесь рядом и будете ему действительно помогать, а не говорить «Я же тебе говорил...». А для детей ощущение поддержки родителей всегда очень важно. Так они чувствуют себя защищенными и им легче учиться принимать собственные решения.

Самостоятельность — это возможность ошибаться

Второй момент — ошибки — самый прекрасный способ получить бесценный урок. Это не значит, что нужно толкать ребёнка на совершение ошибок, просто нужно его вдохновлять решать жизненные задачи самостоятельно. Да, вы знаете как это нужно сделать и можете сделать это за минуту, но если ребёнок сделает это даже за 20 или 30 минут, то он обретёт нечто большее, чем просто зазубренную инструкцию. Он будет обретать умение смотреть в корень ситуации и искать приемлемые решения из всевозможных на данный момент. А это очень важно, поскольку материальный мир постоянно меняется и те решения, которые работают сейчас, завтра работать уже не будут.

«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.»
Константин Ушинский

Поэтому давайте ребёнку больше самостоятельности, не открывайте «все карты», а подталкивайте его к нужному решению, чтобы он сам делал открытия и осознания. Для этого просто предоставляйте к размышлению необходимую для этого информацию. Именно таким способом пользовался Сократ — он просто задавал нужные вопросы, а ищущий ответа человека с помощью этих вопросов сам находил в себе верное решение какой-то ситуации.

Если сам додумаешься —  никогда не забудешь.

 Важно помнить, что взращивая в ребёнке самостоятельность, он должен не бояться совершать ошибку, детальнее об этом в статье «Страх совершить ошибку». А в статье «Воспитание ответственности» вы найдёте несколько советов о том, как воспитывать самостоятельность ребёнка

 

 Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua

 

Добавить комментарий

к статье «Воспитание самостоятельности»