Периоды развития ребёнка
Воспитание ребёнка — очень ответственная и энергоёмкая деятельность родителей. И чтобы эти колоссальные усилия оказались эффективными важно знать о трёх основных периодах развития ребёнка.
В древнейших Ведических писаниях говорится, что ребёнок:
Первый период развития ребёнка
До 5 лет — царь — формирование мировоззрения. В этот период развития ребёнок ещё не понимает, что такое хорошо, и что такое плохо. Он естественным образом будет шалить, и вмешиваться во «взрослые» вещи, хотеть всё пощупать, понюхать и... разбросать! Ему интересна реакция взрослых. И как же в этом случае взрослые должны себя вести?
В это время у ребёнка формируются глубокие внутренние энергетические тела, которые будут сильно влиять на его судьбу. Закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Поэтому в это время, ребёнка не наказывают за проступки, а предупреждают их путём перебрасывания его внимания на что-то другое, более полезное и безопасное. Например, ребёнок хочет поднять окурок с тротуара, мама видит это и сразу же отвлекает его на что-то другое. Ребёнок, забыв об окурке, начинает интересоваться тем, что предложила мама.
Так же в этом возрасте ребенок ещё не способен выстраивать длинные логические цепочки. Поэтому если он, например, разбил дорогую вазу и будет наказан за это, то наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Он не сможет понять, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег.
Важно понимать, что в этот период развития ребёнок не особо разбирается, что другому человеку может быть больно, плохо, не уютно. У него не включена функция разума, вся его деятельность построена исключительно на чувствах, на принципе «хочу» или «не хочу». Поэтому ребёнка важно обучать через объяснение, что другие то же могут чувствовать: когда ты дергаешь тетю за волосы, ей больно.
Если подвести итоги, то до 5 лет формируется всё мировоззрение человека, а значит и свою будущую судьбу — ребёнок:
- формирует своё отношение к окружающему миру: опасен ли этот мир или дружелюбен
- изучает принятые способы отношений в мире взрослых
- вырабатывает свои способы взаимодействия и защиты от окружающего мира (идентификация себя со значимым взрослым, привлечение внимание через повышенную активность, уход в себя и др.).
Второй период развития ребёнка
С 5 до 14 лет — солдат — обучение. Особенно в первой половине этого периода активно развивается интеллект ребёнка, поэтому очень важно ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Т.е. уже вводятся такие понятия как «дисциплина» и «ответственность за поступки». Ребёнок должен видеть явную причинно-следственную связь между поступком и его результатом, соответственно уже важно наказывать за проступки или невыполнение ранее оговоренных обязанностей. При наказании важно осознать, что наказание должно быть принято ребёнком на внутреннем плане, он должен понять за что и почему его наказывают. Только после этого, т.е. когда наказание принято внутри, осознано, можно его воплощать на внешнем плане, т.е. физическое ограничение свободы ребёнка.
Например. Мы договаривались, что ты сделаешь все уроки, и только тогда мы пойдём в кино? Ты выполнил своё обещание?.. Поэтому кино перенесём на другой день, а сейчас давай сделаем то, что ты сам пообещал, домашнее задание. Я вижу, что у тебя что-то не получается, я могу тебе помочь...
Для ребёнка в любом возрасте важно его безусловное принятие: не потому что он «умный», «красивый», «успешный», а просто, потому что он есть такой, какой есть. Это и есть любовь, но часто мы склонны потребительски любить.
Строгость должна направлять, а не угнетать: это не безразличное отношение к развлечениям и внутреннему миру малыша. Строгость нужна в той мере, в которой она позволит продвигаться на пути личного развития собственной природы. Поэтому общение с родителями не должно сводиться в бесконечные поучения и наказания, больше вдохновляйте и помогайте. Это позитивный подход.
Возраст солдата — это время, когда можно ребёнка нагружать знаниями «по полной программе». Это период жизни, когда он учится:
- прогнозировать реакцию людей на его поступки,
- вызывать положительное отношение к себе
- избегать проявления отрицательного.
Однако при виде двойки в дневнике, родитель не должен начинать скандал с полуоборота. Важно выяснять все причины случившегося:
- не доучил — попробуй ещё раз. Не справишься сам — вместе попробуем разобраться;
- учитель не прав — давай вместе сходим в школу и поговорим с учителем.
Сначала принятие, теплые взаимоотношения и понимание ребёнка — это снова, на которой можно построить обязанности и ответственность, т.е. дисциплину.
С 9 лет начинает второй подпериод солдата, которое характерно тем, что влияние родителей и семьи становится уже не основным: на значительную роль в формировании взглядов и интересов выходят уже друзья по двору, сверстники, одноклассники. И если до этого времени не было сформировано дружеское отношение с ребенком, не было достаточно хорошего эмоционального контакта, то, скорее всего в подростковый период, ребенок начнёт отдаляться от родителей, перестанет слушаться и открывать своё сердце.
В этом периоде, особенно с 9 лет, начинает особенно формироваться самостоятельность и независимость мышления. И, несмотря на то, что Вы всё равно имеете больше опыта и знаний и у ребёнка это период солдата, важно с ребёнком общаться как с равным. Не на равных, а именно «как с равным». Что это значит?
- советуйтесь с ним по всем важным вопросам, но решение Вы оставляете за собой;
- предоставляйте и поощряйте самостоятельность, но в рамках Ваших правил;
- давайте ему возможность выбора и право совершать свои ошибки, но выбор ограничен Вами.
Т.е. свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В данном случае важно акцентировать внимание ребёнка на том, что ему придётся разрешать эти негативные последствия самому, поскольку он уже взрослый, он сделал сам свой выбор и Вы его заранее предупреждали об этом. Взрослый — означает ответственный.
Когда ребёнку уделяют достаточно внимания до подросткового возраста, то у него формируется правильное понимание «что такое хорошо» и «что такое плохо». Это облегчит Вашу жизнь и его в подстростковом возрасте, в так называемом переходном периоде.
Если воспитывать не через внимание и понимание, «перегибать палку» и не правильно наказывать, то такое, особенно после 9-ти лет, поведение родителей абсолютно не улучшит ситуацию, и даже наоборот: ребенок может укрепиться в мысли, что родители его не понимают и, скорее всего, не смогут понять, поскольку они живут устаревшими понятиями. Более того, ребёнок уже умеет анализировать жизнь и может увидеть недостатки в своей семье, увидеть, что родители не всегда бывают правы.
Подводя итоги, в это время ребёнок понимает своё подчинённое положение и готов принимать наказания, т.е. работает схема отношений «младший — старший», можно применять метод воспитания ребёнка «пряник — кнут». Но, все перегибы в воспитании очень сильно впечатываются в память ребёнка. И когда приходит так называемый «период переходного возраста» (с 14 лет) всё накопившееся с 5 летнего возраста выливается обратно на родителей.
Третий период развития ребёнка
С 14 лет — друг — сотрудничество (отношения «равный — равный). С ребёнком уже важно вести себя как с другом. Если вы будете продолжать с ним вести себя по правилам прошлого периода (ребёнок — солдат), то Ваш ребёнок будет уходить от общения с Вами всё больше и больше.
Практически бесполезно в этот период, что-либо пытаться изменить через силу или приказы. Важно принять его, только так вы сможете сохранить отношения с подростком. Интересоваться тем, чем он интересуется, обсуждать, обращать на какие-то важные моменты, которые он упускает, но не давить, а по-дружески рассказывать. Приглашать его друзей домой, но не критиковать. Так, вы сможете остаться близки для него, знать, что с ним происходит и нужный момент дать самый важный совет для него, который позволит избежать серьёзной ошибки. И, скорее всего, он прислушается, ведь это было сказано без приказа, а в дружеской форме с желанием помочь, а не ограничить в чём-то.
Очень важно ценить этот период — это время, когда ребенок ещё принимает родителей, когда он просит общения с ним, когда он готов к сотрудничеству и взаимодействию! И для родителей в этот период важно отбросить свою «усталость», «занятость своими делами», «желание заниматься собой»: сейчас ребёнок что-то просит у Вас, потом — уже даже не будет...
Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua